Большая Монетная улица 6
Доходный дом В.С.Шорохова
В начале 20 века Петроградская сторона застраивалась особенно активно. Архитектурно-декоративные каноны возобладавшего в те времена стиля можно охарактеризовать, как ретроспективизм, который иногда называют русским неоклассицизмом. Особенностью этого стиля было стремление архитектора выйти за рамки ограничений, которые задавались функциональными требованиями заказчиков, господствующими вкусами и множеством иных факторов. Как писал тогда архитектор-художник Евгений Евгеньевич фон Баумгарте: «Строить дома, конечно, нужно прочно, дешево, скоро и удобно, но красота дома не имеет никакого отношения к технике строительства… Красота нужна для архитектонической потребности человеческой души…».

Творчество гражданского инженера Василия Сергеевича Шорохова исповедует этот принцип. Архитектура дома роскошна – высокая аркада, отсылающая к итальяским палаццо создает классическую торжественность компазиционно-художественного решения, которую дополняет романтическая эмоциональность скульптурной пластики. На барельефах мы видим склонившихся над жертвенником гладиаторов, голову Медузы Гаргоны, обвитую змеями, воинские доспехи и изысканные женские маскароны, подпирающие карнизный пояс третьего этажа.

О владельце и архитекторе дома номер 6, возведенного в 1911 году на Большой Монетной улице, Василии Шорохове известно, что он происходил из Солигаличского уезда Костромской губернии. Его земляки издавна считались великолепными плотниками и каменщиками далеко за пределами края. К середине 19 века в Петербурге насчитывалось около тридцати строительных артелей, состоящих из костромских крестьян. Приехав в Петербург, Василий поселился на Лиговском проспекте, в доме дяди Михаила Летина. Вскоре между ним и его двоюродной сестрой Марией Летиной вспыхнул роман, продлившийся всю жизнь.

Мы знаем, как минимум два барельефа в парадных домов Шорохова, которые в аллегорической форме рассказывают о его любви к супруге Марии Летиной. Так в доме на Рыбацкой 3 он запечатлевает встречу у колодца Иакова и Рахиль – библейских двоюродных брата и сестру, ставших в последствии мужем и женой. Лепнина парадных и барельефы фасадов в домах Шорохова – не случайны. Они в прямом смысле говорят о тайнах жизни их создателя.

Возможно, что, перед нами всего лишь дом. И если следовать фотографическому факту – фрагмент дома, изображающий маскароны. Один из маскаронов был утрачен в 2019 году. Рухнул, как дождь, на асфальт. Другой прикреплен железной монтажной лентой.

То, что когда-то было наполнено волнениями сердца, исчезая порождает изьятость особого рода. Приблизиться к пониманию, помогает осознание того, что перед нами не просто дом, но особый мир души инженера Шорохова.
Made on
Tilda